В 50 километрах от Багдада идут ожесточенные бои с исламскими экстремистами, которые поставили перед собой задачу взять столицу Ирака. На севере страны они вели боевые действия уже месяца три, а в последние дни совершили резкий прорыв и сумели занять несколько крупных городов. Пока международная дипломатия ведет консультации и решает, как реагировать, экстремисты продолжают стремительное наступление.
Ирак буквально на глазах распадается на три части — курдскую, суннитскую и шиитскую. Курдские отряды уже установили полный контроль над Киркуком — городом, который они считают своей исторической столицей. В этом районе с огромными запасами нефти от иракской армии не осталось и следа, а сотни полицейских оказались в плену у курдов. Шансы на то, что правительственные войска сумеют отбить Киркук, практически равны нулю.
Между тем одетые в черное суннитские боевики из группировки «Исламское государство Ирака и Леванта» (это ответвление
Армейская авиация еще наносит удары по боевикам с воздуха, но на земле правительственные силы, состоящие преимущественно из шиитов, молниеносно отступают. В тоже время сунниты, ощущавшие себя жертвами угнетения со стороны созданного американцами шиитского правительства, теперь активно вливаются в боевые формирования.
США уже эвакуируют из Ирака своих гражданских специалистов, работающих по правительственным контрактам, а Белый дом рассматривает возможность нанесения авиаударов по экстремистам. При этом о сухопутной военной операции с участием американских солдат речи не идет.Барак Обама, президент США: «Учитывая происходящее в последние дни, понятно, что Ираку будет нужна и наша помощь, и помощь международного сообщества. Мы сейчас прорабатываем варианты, которые были бы наиболее эффективны. Я ничего не исключаю, поскольку мы не можем позволить джихадистам обосноваться в Ираке или Сирии».
Впрочем, военного вмешательства нужно ожидать скорее со стороны шиитского Ирана. Как передает Андрей Мельников, Тегеран совсем не заинтересован в том, чтобы по соседству обосновались враждебные ему суннитские фанатики, чья цель — создать государство на территории, объединяющей восточную часть Сирии и западную часть Ирака.
По сведениям американской прессы, элитные подразделения иранской армии уже воюют в Ираке. Как сообщает The Wall Street Journal, три батальонах