На саммите «большой двадцатки» говорили не только о финансах, но и политике.
На саммите «большой двадцатки» говорили не только о финансах, но и политике. В связи с ядерной программой Ирана режиму Ахмадинежада был предъявлен новый ультиматум. Дмитрий Медведев объявил о том, что Россия не станет размещать ракетные комплексы «Искандер» у своих западных границ.
Корреспондент НТВ Алексей Веселовский передает из Питтсбурга.
В работу мирового экономического форума вмешалась большая политика. Новость о строительстве в Иране второго завода по обогащению урана стала неожиданной для вех участников саммита. Отреагировали на нее жестко.
Российский президент дал Ирану пять дней на доказательство мирного характера ядерной программы. 1 октября в Женеве должны пройти переговоры между представителями Ирана и шестью ведущими странами мира.
Дмитрий Медведев, президент РФ: «Эта встреча дает возможность Ирану продемонстрировать добрые намерения, желание путем переговоров найти решение существующей проблемы. Я думаю, что мы могли бы рассчитывать на то, что Иран представит убедительные доказательства своего стремления к использованию ядерной энергии в мирных целях».
Барак Обама пригрозил Ирану новыми санкциями и не исключил силового решения проблемы, если Иран не подчинится требованиям международного сообщества.
Такое давление Махмуд Ахмадинежад уже назвал ошибкой. «Западные лидеры пожалеют о своих обвинениях», — добавил он. Со словами: «Нам нечего скрывать» пригласил экспертов МАГАТЭ проверить строящийся завод.
Махмуд Ахмадинежад, президент Ирана: «Иран должен поступать так и так, говорите вы. Какое вы имеете право диктовать нам, что делать. Вы такие же члены МАГАТЭ, как и любая другая страна. Это не дело США, Великобритании и Франции задавать Ирану вопросы по его ядерной программе. Давайте оставим это МАГАТЭ, пусть МАГАТЭ выполняет свои обязанности».
Россия и США будут вместе готовить саммит по ядерной безопасности, который пройдет в апреле будущего года в Вашингтоне. В ответ на замораживание американской ПРО в Восточной Европе Россия отказывается от размещения ракетных комплексов «Искандер» в Калининградской области.
Дмитрий Медведев, президент РФ: «В тот момент, когда я озвучил эту идею, зачитывая Послание президента Российской Федерации Федеральному собранию нашей страны, то есть парламенту, я сказал, что мы будем размещать ракеты класса „Искандер“ в Калининградской области в ответ на решение о реализации третьего позиционного района. Это решение отменено. Естественно, я приму решение о неразмещении „Искандеров“ в соответствующем регионе нашей страны».
Итоги экономического форума лидеры стран «двадцатки» оценили положительно. Обама считает, что удалось отодвинуть мировую экономику от края пропасти. А сама G20 отныне становится главным мировым саммитом по экономике. Рамки «восьмерки» стали слишком малы для решения финансовых проблем планеты, и это признали лидеры всех
Дмитрий Медведев, президент РФ: «Очевидно то, что „двадцатка“ будет сохранена в качестве экономического форума только по одной простой причине — „восьмерка“, при всем уважении государствам, в нее входящим, не способна решить сегодня все экономические проблемы. „Двадцатка“ же оказалась способна на это, потому что нам удалось принять очень важные решения.
Встреча „восьмерки“, конечно, тоже остается, но ее специализация, по всей вероятности, изменится. Никто, конечно, никогда не запретит обсуждать экономические вопросы любым странам, которые встречаются, но то, что „восьмерка“ без 12 стран, также входящих в „двадцатку“, не в состоянии справиться с задачами, стоящими перед мировой экономикой, это очевидно».
Пик кризиса пройден, но до полного оздоровления еще очень далеко, поэтому участники форума в Питтсбурге приняли решение пока не сворачивать программы стимулирования своих экономик и взаимно контролировать их. В следующем году «двадцатка» соберется дважды в Канаде и Южной Корее.
Российский лидер надеется, что повесткой первой встречи станет не поиск путей преодоления нынешней рецессии, а разработка стратегии и механизмов по недопущению кризиса вообще.