В Москве простились с Василием Аксёновым, гражданская панихида прошла в Центральном доме литераторов.
В Москве сегодня простились с Василием Аксёновым, гражданская панихида прошла в Центральном доме литераторов. Там собрались его родственники, друзья и почитатели его таланта.
Аксёнов был звездой поколения «шестидесятников», он называл себя «российским антисоветским писателем». Многие его книги в советскую эпоху не имели шансов пройти цензуру, но охотно публиковались на Западе, а на родине подпольно печатались самиздатом. С его уходом, говорят коллеги, закончилась целая литературная эпоха.
Репортаж корреспондента НТВ Сергея Морозова.
Прозу Василия Аксёнова часто сравнивали с джазовыми композициями — и то и другое власть сначала честно ненавидела, затем признала, но, так сказать, в одностороннем порядке. Писатель как был, так и остался независимым. Сегодня проститься с ним пришли те, кто сделал
Марлен Хуциев, режиссер: «Он останется в русской литературе навсегда. Это совершенно ясно, потому что то, что он сделал, это останется, я уверен, навсегда. И когда захотят обратиться и узнать, как там народ, как жили люди в то время, что они из себя представляли, какие они были, вот это одно из замечательнейших свидетельств. Замечательный, замечательный, большущий писатель».
В зале Центрального дома литераторов не хватило места: люди стояли в проходах, в дверях, в фойе. Аксёнов, говорили его коллеги, нанес смертельный удар по соцреализму, он принципиально писал не как надо и не о чем надо, и прекрасно знал, какой это риск. Вспоминает Виктор Ерофеев, который вместе с Аксёновым издавал неподцензурный альманах «Метрополь».
Виктор Ерофеев, писатель: «Мой папа говорил — а он пострадал, наверное, больше всех от „Метрополя“, потому что потерял работу, — что ему в Политбюро сказали: если сын не отречется от этого дела, он костей не соберет. Вслушайтесь в эти слова. Это говорил человек, который мог действительно размолотить людей».
На сцену выходили кумиры
Лев Рубинштейн, поэт: «Кроме того, что он, в
Владимир Войнович, писатель: «Уходит наша эпоха. И Аксёнов, конечно, был один из самых крупных столпов этой эпохи».
Многие из пришедших сюда так же, как и Аксёнов проделали путь от гласного или негласного запрета к признанию. И сегодняшняя церемония были лишним доказательством того, что культура не бывает официальной.
Отпевание и похороны Василия Аксёнова прошли на Ваганьковском кладбище.